turbolunokhod (turbolunokhod) wrote,
turbolunokhod
turbolunokhod

Categories:

ТРЕНД НА ВЫХОД ИЗ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА ..?

За последние три дня мне попались три  новости ,которые при определенном натягивании совы на глобус можно трактовать как зачатки тренда на выход из дерьмовой экономической формации под названием постиндустриализм

Об одной из этих новостей я писал вчера - это про пилотируемый летательный аппарат отечественного  концерна "Калашников" https://turbolunokhod.livejournal.com/963085.html  .Сама по себе ни на какой тренд или перелом ситуации эта новость не тянет .

Однако ,сегодня мне попалось еще две новости :


"Роскосмос" совместно с NASA намерен участвовать в строительстве окололунной обитаемой станции Deep Space Gateway. Работы будут проводиться в рамках соглашения о сотрудничестве в освоении Луны, сообщил в среду, 27 сентября, глава "Роскосмоса" Игорь Комаров по окончании переговоров на Международном конгрессе астронавтики в австралийской Аделаиде.
"Мы договорились о том, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway", - заявил Комаров.
По его словам, вкладом России в проект станет создание не менее двух систем для выведения на орбиту Луны и производство сверхтяжелой ракеты-носителя, которая пока находится в разработке. Первые модули планируется вывести на орбиту спутника Земли в 2024-2026 годах, рассказал глава "Роскосмоса".
Окололунную космическую обитаемую станцию Deep Space Gateway планируется использовать для развития дальнейших технологий полета человека к другим планетам, в том числе к Марсу."

Ну что тут сказать ? Орбитальная станция вокруг Луны -это то ,о чем я давно пишу .Россия и сама в состоянии построить такую станцию, но и совместный проект с NASA - это лучше ,чем ничего .Только вот обозначенные в статье  сроки реализации проекта  7-9 лет сразу ставят под огромное сомнение его реализацию.У   NASA  уже давно должен был корабль "Орион" астронавтов возить ,а про реализуемые с огромным опозданием планы я вообще и не говорю.Так что несмотря на фундаментальную ценность такого события низкая вероятность его реализации тоже пока не позволяет говорить о тренде .

Наконец , вчера я наткнулся вот на эту новость :
"Два проекта, разрабатываемых ЦКБ "Рубин", включены в обновленную программу социально-экономического развития Арктической зоны до 2025 года. Один из них — уникальный роботизированный комплекс автономной сейсморазведки на гражданской подводной лодке-носителе, а второй — робототехнический комплекс для подводного бурения на шельфе.
О том, какое будущее есть у гражданских АПЛ, почему катамаран является лучшим средством для доставки грузов на морское дно и кто будет охранять подводные "города" в Арктике, в интервью ТАСС рассказал главный конструктор ЦКБ "Рубин" Евгений Торопов.
— Евгений Евгеньевич, что такое проект "Айсберг", которым занимается ЦКБ "Рубин" и Фонд перспективных исследований (ФПИ)?
— Наша ориентация на подводные технологии связана, прежде всего, с географическим положением российского шельфа. В основном Арктический бассейн большую часть года покрыт льдами. Мы не спорим о том, ждет ли Землю глобальное потепление или похолодание, наше дело — предложить технологии для освоения шельфа. Нам надо иметь максимально независимый от западных поставок технологический процесс для того, чтобы в перспективе обустроить сейсморазведку, бурение, энергетику и добычу углеводородов в Арктике. Мы подготовили и передали наше предложение в Фонд перспективных исследований, проект был Фондом внимательно рассмотрен, поддержан и получил название "Айсберг".
— Я правильно понимаю, что он состоит из взаимосвязанных подпроектов?
— Да, их там пять. Сначала идет сейсморазведка, которая помогает обнаружить в море залежи полезных ископаемых. Для того чтобы найти месторождение, для начала нужно обозначить его границы, потом пройти более детальную нефтегазовую сейсморазведку, а потом, чтобы поставить сооружения на дне, нужно сделать инженерную сейсморазведку, изучить, какой там грунт. Для этого техники, работающей в ледовых условиях, нет ни у нас, ни за рубежом.
Сегодня сейсморазведочные работы проводятся с надводных судов, которые тащат за собой длинные сейсморегистрирующие косы со специальными датчиками. В Арктике ходить на надводном корабле практически невозможно. Исключения составляют два-три летних месяца, причем исследованы относительно неглубокие зоны вдоль побережья. Если мы собираемся осваивать более высокие широты, а там, судя по докладам, специалисты ожидают значительные объемы залежей, нам нужны принципиально новые технические решения.
Проект "Айсберг" предполагает полностью подводную сейсморазведку. Разработана технология использования гражданской подводной лодки в качестве носителя роботизированного комплекса. С помощью этого комплекса в будущем можно будет проводить сейсморазведку в любой точке Арктики, а при необходимости использовать его и в других акваториях. Этот аванпроект завершен и передан заказчику.

кс
— Каков второй проект?
— Следующий шаг — создание энергетической установки.
Теоретически она может быть тепловая, но анализ показывает, что на больших удалениях от берега поставить тепловую электростанцию технологически очень сложно. Ей нужна какая-то надводная часть, потому что необходим кислород для сжигания топлива. Если мы говорим об Арктике, то там проще уйти под воду. "Рубин" владеет технологиями создания морской техники с атомными энергетическими установками, и мы совместно с ОКБМ "Африкантов" создали аванпроект подводного энергетического модуля. Это атомная электростанция, в которую установлен реактор, созданный по всем требованиям МАГАТЭ. Он вырабатывает необходимую электроэнергию, причем без персонала, находящегося на борту. Эта подводная атомная электростанция будет стоять либо на грунте, если глубина небольшая, либо может быть подвешена на якорях в толще воды. Таких "батарей" может быть несколько. В зависимости от необходимой мощности они могут быть объединены в подводную электростанцию, и через кабель, с помощью подводных роботов, к ней можно подключиться и "запитать" любую гражданскую или оборонную технику.

ыва
— Третий аванпроект — это непосредственно буровая установка?
— Да. В рамках проекта "Айсберг" был разработан аванпроект роботизированного подводного бурового комплекса. Он состоит из нескольких модулей — модуля бурения, подготовки бурового раствора, очистки. Все это объединено в единый подводный "город". Инструменты, трубы, расходные материалы, буровой раствор — все это применяется под водой в автоматическом режиме, проводится лишь удаленный мониторинг с берега.
Трудно себе представить, что весь этот комплекс будет работать без участия человека, но мы задались вопросом, что там будет делать человек? Вручную он там сделать ничего не сможет. Это в любом случае должны быть роботизированные технические средства. Идея родилась в "Рубине", но мы нашли партнеров, которые помогли все это реализовать. За работу взялись совместно с ОКБМ "Африкантов". У них есть направления, связанные с робототехникой. Они разработали документацию, выполнили большой объем расчетов основного оборудования, так что аванпроект бурового модуля и его основного оборудования сделан в сотрудничестве.
Также была построена достаточно объемная виртуальная имитационная модель, которая выполняет динамические расчеты процессов разрушения грунта, циркуляции бурового раствора, подачи отдельных инструментов, работы механизмов. Эту модель мы попросили сделать Политехнический университет Петра Великого в Санкт-Петербурге и Курчатовский институт в Москве. Сочетание аванпроекта и этой модели позволит в дальнейшем проектировать более детально, перейти к стадии опытно-конструкторских работ.
— Четвертый проект — это специальное транспортное судно? Ледокол?
— Возить грузы в Арктике опасно из-за тяжелых ледовых условий. Использовать ледоколы очень дорого, тем более они должны работать на Севморпути. Поэтому мы пошли по пути создания специальных технических средств для доставки оборудования под водой в любое время года.
ывап
Такой носитель — подводный транспортно-монтажный сервисный комплекс катамаранного исполнения. Он позволит погрузить любую технику на борт и доставить ее под водой, минуя навигационные препятствия. Он придет в заданный район, зависнет над выбранной точкой и установит оборудование на дне моря. У него есть еще одна функция — это сервис оборудования, которое уже установлено. Он сможет обеспечить регулирование, ремонт, установку или демонтаж оборудования и при необходимости увезти его на берег.
Разработан аванпроект этого комплекса. Проведены все необходимые аналитические работы, и в Крыловском научном центре уже прошли испытания модели. Это тоже гражданская атомная подводная лодка, как и сейсморазведчик.
— Катамаранный тип фактически подразумевает две лодки, соединенные между собой?
— Это будут две отдельные подлодки с разным комплектом оборудования, связанные между собой в единый подводный носитель.
Внутри они абсолютно разные, а наружные обводы повторяют друг друга, но зеркально. Между корпусами предусматривается установка грузоподъемного оборудования. Некую аналогию можно провести с проектом "Буран" — "Мрия".
Подводный катамаран можно построить в те же сроки, что и обычную подводную лодку, только на нем не будет оружия. Причем мы для транспортного комплекса проработали и функцию сейсморазведчика. При необходимости два проекта можно объединить в один, тогда корабль либо будет возить груз, либо заниматься сейсморазведкой.
Система катамарана получена эволюционным путем: сначала мы смотрели монокорпусную лодку, где можно открыть какие-то щиты, что-то туда уложить, потом закрыть, но анализ показал, что для перевозки груза необходимых габаритов лодка в монокорпусном варианте будет раза в два-три больше по водоизмещению. Рассматривались даже варианты использования подлодок, выводящихся из состава Военно-морского флота.
— Вы имеете в виду крейсеры проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО)?
— В свое время "Тайфуны" пытались для разных целей приспособить. Но экономически это нецелесообразно.
— Вы не сказали о пятом аванпроекте в рамках "Айсберга".
— Это система безопасности всех подводных сооружений, о которой я могу сказать совсем немного. Рассматривается некий комплекс для наблюдения, отслеживания нарушителей и, возможно, какого-то строго не летального воздействия на них.
— Грубо говоря, это какой-то подводный робот, который будет плавать по периметру вокруг комплекса бурения?
— И такой робот тоже рассматривается. А также подводные буи, датчики движения.
— Получается, все научно-исследовательские работы в рамках "Айсберга" завершены?
— Да, работа, предусмотренная техническим заданием, завершена, в течение ближайшего времени будет защита проектов. Одной из задач этой работы было показать потенциальным потребителям наши предложения. Мы встречались с представителями "Газпрома", "Роснефти", собирались рабочие группы в Фонде перспективных исследований. Компании проявляют интерес к этой технике, но пока они еще не готовы к активному финансированию. Это связано с горизонтом планирования — 5–10, от силы 15 лет. Однако они ожидают, что эта техника будет развиваться дальше и что она будет конкурентоспособна. Если раньше отечественные компании во многом ориентировались на западную продукцию, то сегодня жизнь немного все скорректировала.
полностью статья тут http://tass.ru/opinions/interviews/4572997

Вот этот проект с учетом его практичности может быть реализован с очень высокой степенью вероятности .Однако и он имеет фундаментальный недостаток , а именно слишком маленькую глубину работы -до 400 метров .Это очень и очень мало .Тем не менее глобальная обработка океанского шельфа пусть даже для начала до глубин 400 метров это тоже фундаментальная вещь .

Теперь вот не знаю : тянут ли такие новости на тренд по выходу из постиндустриализма или я принимаю желаемое за действительное ?

Tags: #turbolunokhod, Россия, США, блог Турболунохода, кризис, сервисное общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo turbolunokhod january 10, 2014 15:14 83
Buy for 10 tokens
Раньше,при царях, детишек воспитывали по Библии и по книжечке 16 века под названием "Домострой" .В советское время Библию и "Домострой" заменили на русских и советских классиков.Не знаю, что скажут мои ровесники и люди постарше меня (мне 45),но я и тогда не очень как-то…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments